Противники
Кофи Аннан

7-й Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций (1997—2006)

 

Джордж Сорос

Известный биржевой спекулянт Джордж Сорос

Тед Гален Карпентер
Вице-президент Института Катона
Новости
Конспирология

Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова 25 мая в Пекине в Академии международных отношений

Добрый день, уважаемый товарищ вице-президент Академии! Добрый день, уважаемые коллеги!

Я обращаюсь к Вам «коллеги», поскольку считаю, что мое выступление в Вашей Академии является свободным обменом мнениями между людьми, профессионально занимающимися аналитикой и исследованиями.

Также хотел бы в начале своего выступления поблагодарить Вас за приглашение выступить в Вашей Академии, деятельность которой хорошо известна не только в России, но и во всем мире.

Мой визит в вашу страну только начинается. Я считаю крайне важным представить экспертам позицию Российской Федерации по отношению к сформировавшемуся в последние десять лет планетарному феномену афганского наркопроизводства, являющего угрозой как нашим странам, так и всему миру.

Совсем недавно, 9 мая, весь мир отметил 65-летие Победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Наши государства внесли решающий вклад в победу во 2-й мировой войне.

Если Вторая Мировая война – самое крупное событие 20 века, то начавшаяся 7 октября 2001 года война в Афганистане в виде операции США "Несокрушимая свобода" может претендовать на этот статус уже в новом 21 веке. В военных действиях непосредственно участвует более полумиллиона человек, а через жертвы от афганского героина втянуто население более 100 стран, включая Россию и Китай.

Общие потери от героина в этих странах превысили 1 миллион человек.

Бесстрастный анализ показывает, что декларируемые цели операции США и НАТО не только не достигнуты, но стали еще более отдаленными.

Есть три достоверных фактических следствия вторжения войск США и НАТО в Афганистан в 2001 году.

Во-первых, это гигантский рост милитаризации и вызываемых ею боестолкновений. Если девять лет назад в Афганистане не было ни одного иностранного солдата, то теперь – почти полторы сотни тысяч иностранных военных, не считая более 80 тысяч вооруженных сотрудников частных военных компаний. Эта армада расположена на 39 военных базах.

Во-вторых, гигантский феноменальный рост – в 40 раз за 9 лет – объёмов производимого в Афганистане опиума, гуманитарные последствия от применения которого в тысячи раз превышают последствия от террористической и экстремистской деятельности, борьба с которыми и явилась целью вторжения в Афганистан.

В-третьих, это разрушение афганского государства, которое к настоящему моменту является именно подорванным, а не просто несостоявшимся. Устойчивое место Афганистана в первой тройке Рейтинга несостоявшихся государств подчеркивает это.

На сегодня Афганистан превращен в наркоферму, на которой транснациональная наркомафия производит более 90 процентов всего мирового объёма опиатов. Это в два раза больше, чем 10 лет назад производил весь мир.

Слайд 1
 

Феноменальный характер героинового «взрыва» наглядно представлен на взятом из официальных материалов ООН графике (Слайда 1).

Более того, наблюдается отчетливая корреляция между динамикой милитаризации и наркотизации Афганистана.

Слайд 2
 

Это обусловлено тем, что с ростом военного присутствия растет число боестолкновений - собственно геополитическая напряженность. А это ведет к устранению возможностей для афганских дехкан заниматься выращиванием сельхозкультур, что реально толкает их к  культивированию мака.

Согласно заявлению советника Президента США по национальной безопасности Джонсу в Афганистане на данный момент находятся около 100 боевиков Аль Каиды. Дотошные аналитики подсчитали, что одному боевику Аль Каиды в этой многострадальной стране противостоит почти полторы тысячи солдат коалиции и ежегодные затраты на его уничтожение составляют порядка 300 миллионов долларов. Трудно в истории найти более яркий пример несоответствия результатов затрачиваемым усилиям.

Но самая высокая концентрация вооруженных сил НАТО в мире за пределами евроатлантического региона ещё и мирно уживается и в течение длительного времени продолжает сосуществовать с самой высокой концентрацией плантаций опиумного мака, что ставит под сомнение не только антитеррористическую миссию, но и позволяет говорить о катастрофических гуманитарных последствиях.

Согласно заявлению заместитель генерального секретаря ООН, директора УНП ООН господина Антонио Коста, ежегодно в мире от афганского героина умирает до 100 тысяч жителей Европы и Азии.

Таким образом, за время военной операции в Афганистане в мире от афганского героина погибло порядка миллиона человек. Данная цифра не может не поражать воображение!

Причем, при расчете кривой наркотизации не учтен также феноменальный рост производства в Афганистане марихуаны и гашиша. И по данному показателю Афганистан также стал мировым лидером.

Слайд 3
 

Таким образом, имеются все основания для того, чтобы в качестве абсолютного достоверного главного следствия начавшейся 9 лет военной операции определить невообразимо высокий рост производства героина, других наркотиков, формирование планетарного феномена афганского наркопроизводства, что и должно стать как абсолютным приоритетом в плане безопасности, так и главным предметом совместных усилий со стороны мирового сообщества.

Однако помимо медицинского и демографического ущерба ведущим государствам мира, афганское наркопроизводство является также и фундаментальным фактором политической дестабилизации и распространения экстремизма.

Сконцентрированное на небольшой территории Афганистана наркопроизводство представляет собой как планетарный феномен, так и принципиально новый вид угрозы, значение которой в современном мире становится определяющим.

Представляется, что имевшая приоритетное значение десять лет назад угроза международного терроризма сегодня кардинально трансформировалась по отношению к центральной Евразии. Прежде всего, произошел экспорт терроризма из отдельных районов Афганистана и Пакистана в наиболее чувствительные районы КНР и России, Синцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и на российский Северный Кавказ.

Причем, материальной и финансовой базой, фундаментом такого экспорта терроризма являются наркофинансы, получаемые от продажи афганского героина и гашиша.

Показательно, что за последний год объемы наркотрафика из Афганистана напрямую в Северный Кавказ – через Южный Кавказ и Каспийское море – выросли в двадцать раз. Очевидно, что данное направление наркопотока на российский Северный Кавказ носит черты целевого полагания и планирования.

По имеющимся у нас данным, подобное целевое направление наркотрафика в наиболее чувствительные регионы Евразии касается не только Северного Кавказа.

В районах Центральной Евразии типичным примером сетевой организации, спонсируемой афганским героином и гашишом, является Исламское движение Узбекистана.

Важно отметить, что ИДУ в последние годы существенно трансформируется в Исламское движение Туркестана. Это определяется тем, что начинает продвигаться доктрина единого Туркестана или Туркестанской федерации, что представляет прямую угрозу как КНР (СУАР), так и новым государствам Центральной Азии, особенно в районе Ферганской долины. Это является прямой угрозой и для России, так как экстремистское подполье Северного Кавказа и Поволжья во многом ресурсно и методически обеспечивается именно из Центральной Азии.

Созданная изощренная логистика ресурсного обеспечения экстремистской деятельности через наркотрафик к настоящему времени стала настолько мощной и эффективной, что её уже используют для оперативной интервенции синтетических наркотиков. Фактом также стало и то, что данная логистика используется для культивирования и мультиплицирования транснациональной организованной преступности во всей Евразии.

Таким образом, мы видим, что первопричиной экспорта терроризма в ключевые государства Евразии является афганское наркопроизводство, выступая, тем самым, абсолютно новой, непривычной, но ведущей современной угрозой. Международный же терроризм, наоборот, превращается во всё более абстрактную угрозу, по сути замещается внутриполитическим экстремизмом, инициируемым и подпитываемым извне.

Представляется, что именно афганское наркопроизводство становится угрозой № 1 для мирового сообщества, и в первую очередь, угрозой, более того, фактором дестабилизации стран Шанхайской организации сотрудничества.

При этом ряд ведущих аналитиков уже говорят о необходимости кардинальной смены мировой повестки дня, смещения акцента в главных приоритетах с проблем терроризма к проблемам ликвидации причин глобальных наркотрафиков.

Характерно, что видный британский политик Милибэнд, в бытность его руководителем форин офиса, заявил о том, что война с террором является ошибкой. Для таких заявлений есть серьезные основания, поскольку каждое террористическое проявление имеет свою неповторимую логику. То есть, оно имеет свой индивидуальный социально-политический анамнез. Нельзя вести войну с болезнью вообще, без учета характера заболевания. В то время как глобальные наркотрафики по своей природе идентичны и являются абсолютным злом, что давно уже должно стать в фокус мирового внимания в целях квалификации как угроза международному миру и безопасности.

Об этом дальновидно еще в декабре 2004 год сказал президент Афганистана Хамид Карзай: культивация опиума и производство героина значительно более опасны, чем терроризм.

Совершенно очевидно, что терроризм и экстремизм на Кавказе и в Синзян-Уйгурском автономном районе являются производным, вторичным от функционирования масштабного афганского наркотрафика.

Именно поэтому необходима скорейшая консолидация усилий России и Китая, да и всей Шанхайской организации сотрудничества в целом, по ликвидации афганской наркоугрозы, все чаще оцениваемой как угроза международному миру и безопасности.

Об этом свидетельствуют резолюции Совета Безопасности ООН по Афганистану в 2005 и 2006 годах, а также заседания Совета Безопасности в декабре прошлого года по инициативе Буркина Фасо и в феврале текущего года по инициативе Франции.

Слайд 4
 

В целом, представляется крайне важным выделять новые угрозы. Мир меняется и то, что вчера казалось определяющим, сегодня оказывается второстепенным.

Анализ событий последнего десятилетия убеждает нас в том, что произошел серьезный сбой в применении и характере совокупных усилий международного сообщества в реализации ключевых решений Организации Объединенных Наций.

Так, в 1998 году были определены политические императивы в борьбе с наркоугрозой.

В результате производство опиума в Афганистане упало в 12 раз. Если в 1998 году было произведено 2693 тонны опиума, то в 2001 – 185 тонн. 

Принятые в знаковом 2001 году мировым сообществом новые решения на применение силы повлекли в свою очередь резкий рост производства опиума практически в 40 раз. 

Таким образом, рефлексируя расхождение первоначальных целей и результатов и используя медицинскую лексику, можно констатировать, что применяемое лекарство оказалось губительнее самой диагностированной ранее болезни.

Приходится констатировать, что, к сожалению, сложившаяся на данный момент в мире вокруг Афганистана архитектура безопасности является не просто неэффективной, но, более того, работает с отрицательным результатом.

Сегодня имеются все основания для того, чтобы ввести в оборот международной политики принципиально новый вид безопасности – антинароктическую безопасность.

Очевидна также необходимость в этой ситуации перейти к определению новых приоритетов и формированию новой философии безопасности.

Оценивая архитектуру мировой и евразийской безопасности, сегодня следует подчеркивать приоритет в ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства. От эффективности совместных действий на этом направлении зависит стабильность, как Евразии, так и мира в целом.

И здесь необходимы кооперативная ответственность и проекты кооперативной безопасности.

Исключительная роль при этом, как представляется, должна принадлежать  такой авторитетной региональной организации как ШОС - тем более, что именно государства ШОС в наибольшей степени страдают от афганского героина. Своевременной возможностью для соответствующих заявлений мог бы стать ближайший саммит ШОС, который состоится 11 - 12 июня в Ташкенте.

Конечной целью такой работы должно стать голосование Совета Безопасности ООН по резолюции, в которой бы афганская наркоугроза была квалифицирована как угроза международному миру и безопасности, что давало бы право на действия, определенные главой 7-ой Устава ООН, которая предполагает в необходимых случаях санкции и применение силы.

Также крайне важно, чтобы уже в сентябре этого года в очередной мандат Международных сил содействия безопасности (ISAF), которые формируются вокруг натовских контингентов, было включено обязательство уничтожать посевы опийного мака, а те лица в Афганистане, которые предоставляют под посевы опийного мака принадлежащую им землю, включались бы в списки Совета Безопасности ООН как лица, подверженные санкциям СБ ООН с соответствующими последствиями.

В ситуации возникновения планетарного феномена афганского производства, ставшего угрозой международному миру и безопасности,  усилия мирового сообщества должны быть направлены, прежде всего, на ликвидацию этого главного и абсолютно приоритетного следствия военной операции.

Однако этого не происходит. Масштабы наркопроизводства в Афганистане в максимальной степени затушевываются, и эта вопиющая проблема не признается центральной, существование планетарного феномена, таким образом, как бы отрицается.

В начале апреля пресс-секретарь Пентагона Джиофф Морелл прямо заявил на брифинге, что для США и НАТО уничтожение афганского наркопроизводства не является приоритетом, цитирую: "I think as for the overall counternarcotics efforts, I would take issue with the characterization that it is not a focus of our efforts, it is not a priority".

По сути, об этом же в разных словах высказался ряд других ответственных лиц Администрации США и секретариата НАТО.

Это представляется вопиющим фактом.

Во-первых, не может быть неприоритетным феномен, который в тысячи раз по масштабам угрозы превосходит любые иные угрозы.  У русского баснописца Ивана Крылова есть известное выражение «Слона-то я не приметил».

Во-вторых, полную ответственность за ситуацию в Афганистане несут США, начавшие 7 октября 2001 года операцию «Несокрушимая свобода» и НАТО, добровольно и даже самовольно принявший на себя командование МССБ (ISAF).

В-третьих, ликвидировать наркопроизводство, и прежде всего, уничтожать посевы опиумного мака требуют нормы международного права, прежде всего, Политические декларации Генассамблеи ООН 1998 и 2009 годов.

Так, Политическая декларация 1998 года определяет в качестве стратегического обязательства государств полностью покончить с незаконным культивированием наркосодержащих растений. Пункт 19 Политической декларации гласит: «приветствуем глобальный подход Международной программы Организации Объединенных Наций по контролю над наркотическими средствами к искоренению незаконных культур и обязуемся осуществлять тесное сотрудничество с Программой в разработке стратегий, направленных на искоренение или существенное сокращение к 2008 году незаконного культивирования кокаинового куста, каннабиса и опийного мака. Мы подтверждаем нашу решимость мобилизовать международную поддержку для наших усилий в достижении этих целей».

Стоит задуматься. Резолюции Совбеза ООН № 1193 1998 года,  № 1333 2000 года ставили задачи уничтожения наркопроизводства. Однако результат по факту оказался прямо противоположным – рост объёмов производства составил 40 раз.

Последние оценки результативности уничтожения наркопроизводства в Афганистане выглядят не только излишне оптимистичными, но и опасно убаюкивающими общественное мнение, вводя его в заблуждение относительно эффективности предпринимаемых мер.

Так, если в 2000 году за один год сокращение сокращение наркопроизводства на 28 % признано было недопустимо мало, то за три года (2007 – 2010) сокращение на 16 % преподнесено как большая победа.

Таким образом, анализ убеждает нас в том, что произошел серьезный сбой в применении и характере совокупных усилий международного сообщества в сфере борьбы с афганским наркопроизводством.

В неоднократных выступлениях в прошлом году спецпредставитель США по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук,  констатируя провал политики Запада по уничтожению посевов опиумного мака, заявил об отказе от уничтожения посевов как принципиальном пункте новой стратегии США и без обиняков пояснил это тем, что, цитирую, «Уничтожение посевов мака является не только расточительным и неэффективным, но и контрпродуктивным… поскольку, лишая афганских крестьян работы, толкает их в объятия Талибана».

Перед моим выступлением на Совете «Россия – НАТО» здесь же в Брюсселе 24 марта официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай заявил, цитирую, что «Мы не можем поставить себя в ситуацию, в которой лишим людей, живущих во второй по бедности стране мира, единственного источника дохода без предоставления им какой-либо альтернативы».

Не является ли эта пламенная забота об отсутствии безработицы на наркоплантациях прямой индульгенцией грехов наркобаронов, оригинальным отстаиванием США и НАТО неких неотчуждаемых прав наркомафии на комфортное и безопасное занятие смертельным бизнесом?

Или это новый вклад в развитие концепции прав человека?

Что это означает? По сути, высшие должностные лица предлагают разрешить свободно выращивать опиумный мак, затем свободно передавать урожай опиума и вывозить его за границу, а дальше предлагают всем желающим ловить героин по всему миру. Более того, и афганскому правительству подсказывают, что можно и даже нужно быть снисходительными к наркопроизводству.

Прискорбно, но, делая основой своей новой стратегии в Афганистане отказ от уничтожения наркокосевов, США чрезвычайно эффективно уничтожают наркопосевы в Латинской Америке.

Любопытно сопоставить результативность усилий по решению этой же проблемы в Латинской Америке и Афганистане.

Слайд 5
 

На Слайде 5 приведены два основных эпицентра производства тяжелых наркотиков – кокаина и героина, – соответственно, Южную Америку и Афганистан. Как видим, основной поток кокаина направляется в США, героина – в Европу, Россию и Китай.

Героин, поступающий в наши с Вами страны, имеет индустриальную мощность, основу, и представлен более сотней брендов.

Теперь давайте сравним эффективность уничтожения наркопосевов коки и опиумного мака в этих эпицентрах – следующий слайд, пожалуйста.

Слайд 6
 

Здесь мы видим, что использованный США метод распыления с воздуха специальных дефолиантов в Колумбии дал потрясающий результат – в 2008 году уничтожено 229 тысяч 130 гектаров накропосевов – это 75 процентов всех посадок коки в этой стране. Для сравнения в Афганистане за аналогичный период преимущественно механическим способом уничтожено немногим более 3 процентов опиумных плантаций.

Что это, как не типичный двойной стандарт.

Между прочим, имеется достоверная  обратная взаимосвязь результативности уничтожения наркотиков в эпицентрах их произрастания от численности иностранных военных формирований на соответствующих территориях.

Слайд 7

Это наглядно представлено на Слайде 7.

Таким образом, военного решения проблема наркопроизводства не имеет.

Хотелось бы обратить внимание, что одновременно с разрушением афганского государства наркопроизводство существенно усиливает, буквально мультиплицирует, криминализацию всего пространства Евразии.

Одним из косвенных свидетельств этого является рост цен на героин на севере Афганистана, обусловленный интенсивно идущим процессом криминальной картелизации Центральной Евразии.

Другим свидетельством является невиданный рост урожайности наркопосевов – до 56 кг опиума с гектара и 154 кг гашиша с гектара. Это показатели бьют все рекорды, что может свидетельствовать об утечке сельскохозяйственных высоких технологий к преступникам. Показательно, что урожайность опиума в Афганистане в три-четыре раза выше, чем в странах Золотого треугольника.

При анализе проблемы необходимо опираться также на тот очевидный и фундаментальный факт, что афганское наркопроизводство является острейшей проблемой не только с точки зрения непосредственно медицинского ущерба, финансирования терроризма и оргпреступности, но и препятствия создания в Афганистане дееспособного сильного государства.

Таким образом, чем дольше оттягиваются действия по радикальной ликвидации афганского наркопроизводства, тем меньше шансов у афганского государства вернуть себе суверенитет, централизовать власть в стране и добиться элементарной геополитической стабильности.

Представляется, что для Шанхайской организации сотрудничества именно укрепление афганского государства является абсолютным приоритетом и требует консолидации усилий наших стран.

В противном случае эта черная дыра, генерирующая героиновые потоки, и далее будет усиливать глобальную нестабильность в нашем регионе.

В заключение хотел бы предложить Вашему вниманию план, одобренный руководством России, который мог бы в короткие сроки быть принять Шанхайской организацией сотрудничества, а далее – предложен мировому сообществу через Совет Безопасности ООН.

Ключевые положения плана следующие:

1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.

3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

5. Включение в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских.

Этот план уже известен в Европе под названием «Радуга - два».

Очевидно, что данный амбициозный план не может в одиночку реализовать ни одно государство мира. Поэтому, очевидно, наступил момент, когда ведущим державам мира необходимо создать широкую и технологически фундированную антинаркотическую коалицию.

Российская Федерация с надеждой ожидает от китайской стороны принципиального согласия и поддержки по данной инициативе.

Как гласит известная пословица – «одной рукой в ладоши не хлопнешь».

Тем более, что Китай имеет опыт эффективного сокращении опиумного наркопроизводства в странах Золотого треугольника.

Уверен, что Китай и Россия как крупные мировые цивилизации сумеют решить наболевшую проблему.

Благодарю за внимание. 

 
Союзники
Пино Арлакки

Бывший Исполнительный директор УНП ООН

Питер Дэйл Скотт

Бывший канадский дипломат и профессор английского языка в Калифорнийском университете города Беркли

Томас Швайх

Томас ШвайхБывший помощник руководителя Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности Госдепартамента США

Мишель Чоссудовский

Профессор экономики Университета Оттавы, Канада

Генерал Ходайдад

Бывший министр по борьбе с наркотиками Афганистана

Антинаркотическая коалиция
http://www.fergananews.com/ - Международное информагентство "Фергана" 
http://www.ecad.ru/ - Европейские города против наркотиков
http://www.narkotiki.ru/ - "Нет наркотикам" - информационно-публицистический ресурс
http://www.narcom.ru/ - русский народный сервер против наркотиков 
http://fond-gbn.ru/ - Московский фонд "Город без наркотиков"
http:/www.artofwar.net.ru/  - портал, посвященный истории афганских войн
Документы
Официальные отчеты УНП ООН "Afghanistan Opium Survey"
Официальный отчет УНП ООН "Всемирный доклад о наркотиках 2008"

Официальные отчеты УНП ООН "World Drug Report"

Официальный отчет УНП ООН "Illicit Drug Trends in Central Asia", апрель 2008

© 2008 AntiDrugFront.ru Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта, ссылка на AntiDrugFront.ru обязательна.