Противники
Кофи Аннан

7-й Генеральный секретарь Организации Объединённых Наций (1997—2006)

 

Джордж Сорос

Известный биржевой спекулянт Джордж Сорос

Тед Гален Карпентер
Вице-президент Института Катона
Новости
Конспирология

План "Радуга-два: Россия - НАТО"

Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России Виктора Иванова 24 марта 2010 г. в Брюсселе на расширенном заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов

| Печать |
Пресс-служба АФ   

Уважаемый генеральный секретарь НАТО!

Уважаемые посланники! 

Совсем скоро, 9 мая, весь мир будет отмечать 65-летие Победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Символом неувядающего духа той выдающейся коалиции станет, в частности, парад Победы на Красной площади в Москве, в котором примут участие и военнослужащие блока НАТО (до роты солдат в современной экипировке и с оружием»).

Представляется, что сегодня необходимо организовать новую широкую коалицию, только уже не антигитлеровскую, а антинаркотическую.

Это определяется не только важностью продолжения традиций партнерства и сотрудничества, но и тем абсолютным фактом, что феноменальное по масштабу наркопроизводство в Афганистане стало фундаментальным поражающим фактором для населения наших стран. 

Мы профессионалы, и понимаем востребованность в адекватной реакции на возникшую угрозу, ее масштабы и принятия действенных решений в интересах наших народов. 

На днях я вернулся из Кабула, где я обсуждал эту проблему с представителями антинаркотических ведомств (России, стран ИСАФ и Афганистана), а также миссии ООН. 

Поэтому, несколько слов об официальных оценках афганского наркопроизводства, являющегося общей проблемой для наших 29 стран.

По данным ООН, ежегодно от афганского героина умирает 100 тысяч человек. За первое десятилетие нового века от афганских наркотиков погибли порядка 1 миллиона человек, а 16 миллионов пострадали морально или физически.

Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России – 21 процент (70 тонн), в Европе (кроме России и Турции) – 26 процентов (88 тонн), в США и Канаде – 6 процентов (22 тонны). 

Таким образом, на долю стран, представленных на сегодняшнем мероприятии, приходится более половины всего потребляемого в мире героина.

На наши страны приходится большая часть мирового рынка опиатов: из 65 млрд. долларов на Европу приходится примерно 20 млрд. долларов, на долю Российской Федерации - 13 млрд. долларов, на США и Канаду - 8 млрд. долларов, т.е. на наши страны в сумме приходится 59 процентов объемов мирового рынка опиатов.

Говоря об угрозах и вызовах населению наших стран, следует сопоставить цифры потерь среди наших граждан от событий в Центральноазиатском регионе. 

Не может не шокировать тот факт, что ежегодные потери гражданского населения стран НАТО от передозировки героина в 50 раз превышают их же военные потери в Афганистане. Это подтверждается данными директора УНП ООН Антонио Косты о ежегодной смерти от афганских наркотиков 10 тыс. граждан стран Североатлантического альянса.

Очевидно, что действия военных в этом регионе должны быть направлены не на собственную защиту, а, прежде всего, на защиту граждан своих стран, являющихся при этом налогоплательщиками, оплачивающими действия своих же военных. 

Следует подчеркнуть, что помимо непосредственного ущерба жизни и здоровью наших граждан, афганское наркопроизводство формирует и консолидирует транснациональную организованную преступность в Евразии, а также, что крайне опасно, предоставляет гигантский финансовый и рекрутинговый ресурс террористическим и экстремистским организациям, нелегальную инфраструктуру, поставки оружия, взрывчатых веществ, средств связи в целях проведения операций против мирного населения.

При этом отсутствие результатов применения международных усилий в этом регионе на антинаркотическом направлении в течение длительного времени, практически восьми с половиной лет, убедительно свидетельствует о неадекватности применяемых подходов в обеспечении безопасности.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что и в целом существующая архитектура безопасности является не просто неэффективной, но, более того, работает с отрицательным результатом.

Так, решения Лондонской конференции от 28 января текущего года о реинтеграции части Талибана во власть свидетельствуют о набирающем силу процессе переоценки степени и характера угроз от этого движения, в то время как роль и значение фактора масштабного наркопроизводства неуклонно возрастает, более того, мультиплицирует отрицательные, жизненно опасные последствия для мира в целом.

Очевидна необходимость в условиях глобализации не просто улавливать в широкой палитре вызовов дискретные угрозы, но и формировать саму новую философию безопасности.

Сегодня абсолютно недостаточен прямолинейный, даже примитивный подход концентрированного применения всего потенциала международных сил на решение одной отдельно взятой проблемы – терроризма, что контрастирует на фоне оценок таких видных политиков, как руководитель форин-офиса Великобритании Дэвид Милибэнд и других о том, что «война с террором была ошибочной и принесла больше вреда, чем пользы».

Вопросы иерархии и приоритетности угроз в архитектуре безопасности должны быть зафиксированы для решения таким образом, чтобы их устранение не порождало новых, значительно более опасных угроз, как в случае с Афганистаном.

Следовательно, новая безопасность начинается не с линейного определения перечня угроз, а с просчета рисков и последствий ответов международного сообщества на эти угрозы.

Мировая политика – это сфера абсолютных рисков, то есть реакции получения в ответ на даже самые тривиальные, стандартные решения и действия, абсолютно неожиданных, порой крайне болезненных последствий.

Термин "риск" имеет греческое происхождение ("risikon") и означает "утес", т.е. высокую степень вероятности неблагоприятного исхода, находясь на краю обрыва.

Соответственно, планирование международными структурами новых мер и решений по реакции на угрозы в обязательном порядке должно сопровождаться рефлексией результатов выполнения предыдущих решений.

Анализ событий последнего десятилетия убеждает нас в том, что произошел серьезный сбой в применении и характере совокупных усилий международного сообщества в реализации ключевых решений Организации Объединенных Наций. 

Так, в 1998 году были определены политические императивы в борьбе с наркоугрозой.

В результате производство опиума в Афганистане упало в 12 раз. Если в 1998 году было произведено 2693 тонны опиума, то в 2001 – 185 тонн. 

Принятые в знаковом 2001 году мировым сообществом новые решения на применение силы повлекли в свою очередь резкий рост производства опиума практически в 40 раз. 

Таким образом, используя медицинскую лексику, можно констатировать, что применяемое лекарство оказалось губительнее самой диагностированной ранее болезни.

Оценивая архитектуру мировой и евразийской безопасности, следует подчеркнуть приоритет в ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства. От эффективности совместных действий на этом направлении зависит стабильность, как Евразии, так и мира в целом.

Возможно, уже сегодня имеются все основания для того, чтобы ввести в оборот международной политики принципиально новый вид безопасности – антинароктическую безопасность. И здесь необходимы кооперативная ответственность и проекты кооперативной безопасности.

Именно поэтому Россия рассматривает НАТО своим ключевым партнером в борьбе с наркоугрозой в Афганистане. Тем более, что именно НАТО 11 августа 2003 года приняло на себя командование войсками МССБ (ИСАФ) и, по сути, выступает оператором всего международного сообщества, одновременно и параллельно с другим членом НАТО – США, которые с 7 октября 2001 года проводят свою операцию "Несокрушимая свобода".

Таким образом, с учетом принципа общей и разделяемой ответственности, именно НАТО несет всю полному ответственности за нормализацию ситуации в Афганистане, включая ликвидацию наркопроизводства. 

При этом Россия не хочет оставаться в стороне

Хорошей основой является действующий Совет «Россия-НАТО», а также двусторонняя президентская комиссия Медведева – Обамы, в рамках которой уже активно функционирует рабочая группа по наркотикам, сопредседателями которой являются Гил Керликовски и Ваш покорный слуга.

Подобно российско-американской рабочей группе, возможно, имело бы смысл образовать совместную российско-натовскую группу в целях разработки общего подхода к борьбе с афганским наркопроизводством.

В этой ситуации я хотел бы представить Совету Россия - НАТО основные положения российского плана ликвидации афганского наркопроизводства как практическую базу для консолидации усилий России и государств Североатлантического блока:

1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев. 

3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов. 

4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана. 

5. Включение в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д. 

7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских (в текущем году Россия обучит 225 полицейских в рамках программы Совета Россия-НАТО).

С учетом количества пунктов предлагаю назвать этот план «Радуга – два: Россия – НАТО».

Реализация этого плана, возможно, потребует создания международной комиссии или агентства по ликвидации афганского наркопроизводства с четкими задачами на ближайшие пять лет. 

Полагаю, что, если этот план будет поддержан, то образующаяся антинаркотическая коалиция получит действенный инструмент и добьется успеха. 

К слову говоря, «большой успех», по оценке генерального секретаря НАТО, коллеги Расмуссена, операции Моштарак, обеспечил освобождение от вооруженных повстанцев провинции Гильменд, дающей более 75 процентов афганского наркопроизводства. 

Таким образом, уже сегодня созданы уникальные возможности выполнения пункта 3 предложенного плана по ликвидации 60 процентов мирового производства опиума. 

Благодарю за внимание.

 
Союзники
Пино Арлакки

Бывший Исполнительный директор УНП ООН

Питер Дэйл Скотт

Бывший канадский дипломат и профессор английского языка в Калифорнийском университете города Беркли

Томас Швайх

Томас ШвайхБывший помощник руководителя Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности Госдепартамента США

Мишель Чоссудовский

Профессор экономики Университета Оттавы, Канада

Генерал Ходайдад

Бывший министр по борьбе с наркотиками Афганистана

Антинаркотическая коалиция
http://www.fergananews.com/ - Международное информагентство "Фергана" 
http://www.ecad.ru/ - Европейские города против наркотиков
http://www.narkotiki.ru/ - "Нет наркотикам" - информационно-публицистический ресурс
http://www.narcom.ru/ - русский народный сервер против наркотиков 
http://fond-gbn.ru/ - Московский фонд "Город без наркотиков"
http:/www.artofwar.net.ru/  - портал, посвященный истории афганских войн
Документы
Официальные отчеты УНП ООН "Afghanistan Opium Survey"
Официальный отчет УНП ООН "Всемирный доклад о наркотиках 2008"

Официальные отчеты УНП ООН "World Drug Report"

Официальный отчет УНП ООН "Illicit Drug Trends in Central Asia", апрель 2008

© 2008 AntiDrugFront.ru Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта, ссылка на AntiDrugFront.ru обязательна.